Пещеры являются рукотворными, вырытыми в одном из склонов реки Тетяковка. Археологи предполагают, что пещеру в 1840 году выкопали монахи для подземных богослужений, но основной церкви не по нраву пришлась эта идея, и в итоге монастырь был уничтожен.

Храм состоит из ровно вырытых ходов и комнат. В стенках присутствуют боковые ниши и земляные лавки.

1 - вход в пещеру, 2 -заваленные входы, 3 - молельни, 4 - кельи,
5 - круглый коридор для крестного хода, 6 - обвалившиеся проходы.

Пещеры были вырыты сектантом?

В 1940-х годах крестьянин Яков Павлов захотел вырыть монастырь недалеко от села Гремячее. Делать монастырь ему помогали множество людей, а после постройки в храм стали наведываться множество человек. Но через шесть лет священник из вышеупомянутого села сказал про пещеры Тульскому архиепископу, и ходы в нелегальный храм засыпали.

Скорее всего, храм вырыли из-за недоверия народа к церкви из-за пьянства местных отцов. Но существует версия, что Яков являлся сектантом из «хлыстов», и поэтому монастырь засыпали.

Кем являлись «хлысты»?

«Хлыстами» называли себя христиане, восстающие против церковного учения. Их собственное учение чем-то напоминало лютеранство или кальвинизм эпохи Возрождения: отрицание пышных церковных служений, уничтожение предметов религии (иконы). Название же секты пошло от одного из обрядов, во время которого «хлысты» хлестали себя хлыстами…

Самый знаменитый сектант-«хлыст» – Григорий Распутин.

Причина рытья храма.

Бытовало предположение, что это на самом деле ход из крепости в Гремячем, но в самой крепости следов подземного лаза не обнаружили. Да и остатки предметов в Араповских пещерах указывают на то, что место использовалось в качестве храма. Вырыт же он был по простой причине: на постройку обычного деревянного храма требовалась большая сумма. Например, самый близкий к Тетяковке деревянный храм потребовал затрат на сумму свыше 4 тыс. рублей. Учитывая то, что идея постройки являлась самодеятельностью Якова Павлова и его последователей, дешевле и проще было храм вырыть. Да и посещать церковь было проще, ведь ближайшее место для богослужения находилось в 6 с половиной километрах от деревень Гремячева и Тетяковки.